о личном (мой первый театрально-педагогический опыт)

Пишет Емелина Елена:

Сегодня у меня день рождения, поэтому, если позволите, я – о себе.

Я – человек активный, и общественно-активный тоже. Но есть некоторые виды деятельности, которых я стараюсь избегать, т.к. чувствую себя в этом крайне неуверенно. Это педагогика и художественная самодеятельность. Кошмар моего школьного детства — выступление на сцене актового зала. К счастью, учителя быстро поняли, что если меня заставить выступать, удовольствия никому это не принесёт, и отстали от меня. Но даже того раза мне хватило на всю жизнь, и больше в самодеятельности я не участвовала. Похожая история с педагогикой – мой университетский диплом даёт мне право преподавать в школе, но я даже не знаю, что должно случиться в моей жизни, чтобы я пошла на это. Я боюсь детей. Вернее по отдельности я их люблю, но если их больше трёх, я теряюсь, зажимаюсь, и стараюсь куда-нибудь исчезнуть, чтобы не пришлось их чему-нибудь учить и делать замечания.

Поэтому когда в прошлом году в Заполянье Оля Гайдебрехт организовала детский лагерь, я была готова предложить какую угодно помощь, даже денежную, лишь бы не заниматься с детьми. Но поскольку с детьми должны были находиться все родители по очереди, отвертеться мне не удалось, и пришлось один раз сходить с детьми на прогулку на наши знаменитые камни. Как сказал мне потом мой сын: «с тобою скучнее всего», и это ещё раз убедило меня в моей полной педагогической несостоятельности.

Перед открытием лагеря в этом году я категорически заявила, что вижу своё участие в нём только в роли кашевара – я у себя дома варю кашу детям на ужин и приношу её в  кастрюльке, куда скажут. На большее я не способна и прошу меня понять и не мучить. Так и договорились.

манная каша на ужин

На востоке есть такая примета: как начнётся, так и продолжится. Лагерь начался с многолюдного ужина на террасе моего домика, я сварила большую кастрюлю пшённой каши и сумела накормить человек 20: детей, их родителей, воспитателей и случайных гостей. Вот так потом и продолжилось – я всё время была в гуще событий.

Сначала я «вляпалась» в детский спектакль. Зайдя на минуточку на детский участок, чтобы принести ноутбук с фильмом для детей, я осталась там за воспитателя, потому что других взрослых в этот момент не было. Фильм детям быстро надоел, и они начали носиться и дурачиться. Я беспомощно позвонила Агате, чтобы она пришла и сменила меня. В ответ Агата попросила меня придумать с детьми сценарий спектакля (пока она идёт), чтобы после её прихода они могли заняться репетицией. Пришлось устроить мозговой штурм. Я предлагала детям различные варианты основной сюжетной линии будущего спектакля, не давая им разбежаться от меня, — я была просто фонтан идей (с перепугу). Постепенно дети начали включаться, сами придумывали повороты сюжета и подбирали себе роли, обсуждали реплики и костюмы. Когда Агата пришла, сценарий был готов, и дети с большим воодушевлением приступили к репетиции. Одновременно с Агатой вернулась Элина, и я со спокойной совестью собралась удалиться домой, но мне было сказано: ты начала готовить спектакль, ты и продолжай. Я и продолжила. Оказалось, это не трудно, а интересно. Дети настолько точно подобрали себе роли, что всем было очень весело наблюдать за каждым.

"первобытный человек" Серёжа

Например, Серёжа так вошел в роль первобытного человека, что его невозможно было прогнать со «сцены» во время репетиции – он делал вид, что не понимает человеческой речи.

"капризная красавица" Юлия

"ведьмочки" Влада и Саша

Девочки обсуждали со мной детали нарядов,  переживали, что забудут текст или будут плохо выглядеть на сцене – приходилось их подбадривать, а иногда и показывать как должна вести себя принцесса или красавица.

"восточная принцесса" Дженни

 

 

"космонавт" Гоша

"рыцарь" Михаэль с "лошадью" Гошей

Гоша параллельно со своей ролью во время репетиций заменял живую лошадку Мышку для рыцаря-Михаэля, и это вызывало всегда бурное веселье.

разучиваем танец

Репетиции проходили на детском участке, у меня дома (во время дождя), на моём газоне (после дождя), на месте проведения праздника – покоя мне не было всю неделю. Но мне очень понравилось! И хотя сразу после праздника (и спектакля) я была уставшая настолько, что говорила всем, что на следующий год отсижусь в Москве на время проведения очередного лагеря, стоило мне отдохнуть пару дней, я изменила своё решение. Я подружилась с нашими ребятами, я увидела красоту каждого, я полюбила их – и, конечно, перестала их бояться. Теперь, когда мы вместе, я не жду подвоха с их стороны, а чувствую их уважение и интерес ко мне. Радость вместо былого дискомфорта – это стоило моих усилий!

танцуем на празднике

День Земли в этом году принёс мне ещё одну победу над собой – выступление на сцене. Конечно, смешно сказать «сцена» — площадка в лесопосадке и зрителей не больше 30 – 40 человек. Но моему застарелому комплексу и это казалось ужасным. Танцевать я очень люблю, но не на сцене, а на дискотеке например, или в ресторане, или в гостях, но только не перед зрителями. Агата поставила с нами номер – 6 девушек исполняли плавный красивый русский танец перед жителями Заполянья. Для всех это было приятным сюрпризом, и мы сами получили массу удовольствия во время репетиций и выступления. Теперь просим Агату почаще разучивать с нами групповые танцы.

У Кастанеды прочла: «Самые большие сокровища прячутся там, где твои страхи». В этом году в Заполянье я смогла убедиться в этом ещё раз.

Вот такой самоанализ в день рождения, спасибо за внимание.

1 комментарий к “о личном (мой первый театрально-педагогический опыт)

  1. Леночка! благодарю, что делитесь своими переживаниями. это вызывает огромное доверие. я тоже начала писать небольшое эссе «о личном», только не знаю куда вам ее отправить. напишите мне на почту. если не узнали меня, Это Таня — мама Веры Романовны)

Оставить комментарий